1. Главная
  2. >
  3. Полезная информация
  4. >
  5. ДЕТЕКТИВ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ

ДЕТЕКТИВ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ


 

Детектив системы питания

 

Источник: МАП  №6_2019

Автор: Семен МИРОНОВ

Фото автора

Не проработав и трех дней после монтажа, новый топливный насос стоимостью более 70 тыс. рублей вышел из строя. Кто виноват:  производитель агрегата, механик, его установивший, или владелец транспортного средства, который пренебрег правилами его эксплуатации? Следствие по «топливному делу» вели специалисты компании Diesel-PRO.

 

Топливная  аппаратура  грузовиков находится в зоне риска из-за высокой вероятности  заправки автопоезда  топливом несоответствующего качества, применения  при  проведении  технического обслуживания транспортного средства  неоригинальных  фильтров низкого качества или контрафактных расходных  материалов.  Подтвердить или  опровергнуть  вину  топлива  может  проведение лабораторного  анализа.  Данная  работа  выполняется  в спорных  ситуациях,  связанных  с  выполнением гарантийных обязательств автопроизводителя/изготовителя агрегатов топливной системы. В то же время немалая доля отказов агрегатов системы питания связана с их неправильным монтажом на двигатель. В этом случае пробы топлива, взятые  из  бака,  не  дадут  однозначного  ответа    кто  виноват  в  выходе агрегата из строя. Следовательно, для того, чтобы установить истину, потребуется  проведение  комплекса  работ – анализа топлива из бака и разборки вышедшего из строя агрегата с дефектовкой всех его составляющих.

Для того чтобы показать, как действуют специалисты, занимающиеся «разбором полетов», и предостеречь владельцев  транспортных  средств от  возможных  ошибок,  по  которым новый агрегат может выйти из строя, приведем  наглядный  пример  из  реальной практики. 


Данные о пришедшем на ремонт насосе (диагностику или дефектовку) можно получить из маркировочной таблички, которая крепится к его корпусу. Для идентификации агрегата потребуется доступ к оригинальной базе данных производителя. Он имеется у официальных представителей производителя топливного оборудования, специализированных мастерских, имеющих соответствующие лицензионные соглашения. Обращаем внимание на то, что представленные в свободном доступе базы данных могут содержать устаревшую или неточную информацию, что послужит причиной неверной идентификации агрегата, ошибочного подбора запасных частей к нему и некорректной его настройки/диагностики на стенде

На  проведение  экспертизы  в  сертифицированный  центр  по  ремонту топливной  аппаратуры  поступил насос, который вышел из строя спустя  всего  три  (!)  дня  эксплуатации. Агрегат  был  приобретен  у  официального  поставщика  (так  называемая  белая  поставка),  установлен  на двигатель  грузовика  MAN  силами собственного  сервисного  центра перевозчика.  Важно  отметить,  что замена насоса, стоявшего на моторе ранее,  была  выполнена  по  причине его износа, вызванного систематической  заправкой  автомобиля  топливом низкого качества, и применения неоригинальных  фильтров,  которые не  обеспечивали  требуемой  чистоты  фильтрации  дизельного  топлива. 


Внешний осмотр корпуса топливного насоса выявил отсутствие круглой металлической технологической заглушки. Она была выдавлена в результате физического воздействия (не давления!), которое было оказано изнутри корпуса насоса. Заглушки устанавливаются с определенным натягом. Через отверстие хорошо видны разрушения деталей, расположенных внутри насоса

 

Обращаем  на  этот  момент  особое  внимание,  так  как  при  наличии большого  количества  отложений  в топливном баке (а таковые в нашем случае имели место быть) его необходимо  промыть.  Причем  данную операцию важно выполнить не через заливную горловину, а вырезав верхнюю  часть  бака,  чтобы  обеспечить доступ  ко  всем  уголкам  емкости,  в которых  может  скапливаться,  оседать и задерживаться грязь. Забегая  вперед,  скажем,  что  владелец  транспортного  средства  пренебрег столь важной операцией ради экономии  средств,  ограничившись лишь  заменой  насоса. 

Диагностику насоса проводили по принципу «от простого – к сложному». Осмотрев корпус дозирующего клапана на предмет внешних повреждений, демонтировали его. При помощи увеличительного стекла убедились в отсутствии грязи, посторонних частиц, смолистых и прочих отложений на клапане. Они могли стать причиной его некорректной работы 

Новый  агрегат  был  подобран  из  каталога  производителя,  а    чтобы  максимально сократить расходы на ремонт, выбор покупателя пал на восстановленный на заводе насос. Для  продолжения  повествования нам  необходимо  дать  некоторые  пояснения  касательно  восстановленных агрегатов, которые поставляются по  официальной  линии,  продаются сертифицированными  сервисными центрами  и  крупными  поставщиками  запасных  частей.  Грамотные  механики  автопредприятий  и  просвещенные  владельцы  транспортных средств  знают,  что  восстановленные по оригинальным технологиям агрегаты ничем не отличаются от новых.

 

Далее исследовали состояние подкачивающей секции насоса. Для этого, отвернув четыре крепежных болта, демонтировали с нее крышку. С внутренней ее стороны нанесено специальное антифрикционное покрытие, по которому происходит контакт торцовых поверхностей шестерен. В нашем случае на покрытии имеются незначительные потертости. Они не могут являться следствием некорректной работы агрегата. Тем не менее данный факт был зафиксирован в отчете, так как потертости могут свидетельствовать о том, что применяемое топливо имело низкие смазывающие свойства. А это указывает на то, что топливо не соответствует требуемому классу качества

Промышленное  восстановление агрегатов    отдельное,  активно  развивающееся направление индустрии. Нередко  выходящие  за  ворота  специализированных  фабрик  и  заводов восстановленные  узлы  и  агрегаты официально  поставляются  на  сборочные  конвейеры    автопроизводителей.  При  этом  владельцы  новой техники даже не догадываются о том, что  прошедшие  восстановление  по оригинальным технологиям автокомпоненты  установлены  на  его  новом транспортном средстве. Восстановленные  в  промышленных условиях агрегаты, попадающие в  свободную  продажу  в  качестве  запасных  частей,  помечаются  в  прайсах  торговых  копаний  соответствующими отметками и реализуются по существенно (!) меньшей стоимости. Еще  раз  подчеркнем:  на  восстановленные агрегаты действует та же самая гарантия, что и на новые.

 

В продолжение осмотра оценили состояния шестерен насосной секции. Поверхности зубьев не имели следов износа в виде рисок и каверн, которые возникают в результате проникновения в насосную полость грязного топлива  

 Однако в нашем случае владелец транспортного средства, предъявляя претензии продавцу запасной части, делал упор на то, что именно некачественно выполненное  восстановление  топливного насоса стало причиной преждевременного выхода агрегата из строя, что привело к сходу машины с линии и убыткам от ее простоя. Разумеется, их также, по мнению перевозчика, необходимо было компенсировать. Вот этот  спор  и  будет  разбираться  в  нашем материале. 

 

Демонтировав подкачивающую секцию насоса, осмотрели элементы ее привода. Они не повреждены.

Для того чтобы быть максимально объективными,  приводим  все  этапы действий,  которые  были  проведены с  агрегатом  для  выяснения  причин выхода  его  из  строя.  Иллюстрации сопровождают подробные комментарии, которые позволяют разобраться в сути происходящего и акцентируют внимание  на  определенных  моментах. Забегая вперед, скажем, что вердикт беспристрастных судей таков: в отказе  насоса  виновата  недостаточная смазка его механизма моторным маслом. Причин тому может быть несколько. 

  
Для того чтобы получить доступ к насосным секциям
(у рассматриваемого нами насоса их три), демонтировали
передний фланец

 
С внутренней стороны фланца имелись видимые невооруженным глазом следы контакта металлических частиц - крошек и стружки

Основная    неправильный монтаж  агрегата  на  двигатель,  при котором было деформировано уплотнительное  кольцо  канала  подвода смазки со стороны двигателя. Также не  исключается  неудовлетворительная подача масла, вызванная засорением  масляного  канала  со  стороны двигателя.  Такое  могло  произойти, например,  при  ремонте  силового агрегата, когда мастера использовали герметик  вместо  новых  прокладок. Герметизирующий материал, попав в масляный канал, может существенно уменьшить его сечение, а то и вовсе перекрыть.

 

Исследование состояния топливной части продолжили, демонтировав перепускной клапан обратной магистрали, для чего выкрутили его из  корпуса насоса. На теле клапана и его уплотнительном кольце обнаружилась мелкая металлическая стружка. Это было признаком того, что причину отказа насоса необходимо искать в его механизме. Важно отметить, поскольку металлическая стружка пошла по обратной магистрали в топливный бак, то его необходимо промыть и пропарить, для того чтобы удалить не только механические загрязнения, но и смолистые отложения. Если этого не сделать, то новый насос автоматически попадет в зону риска. Напомним, для того, чтобы качественно удалить загрязнения из топливного бака, его необходимо разрезать. На эту техническую операцию соглашаются не все владельцы транспортных средств, что является одной из самых распространенных ошибок  

 Ситуацию с недостаточно эффективной  подачей  масла  может усугубить  применение  масла,  качество  которого  ниже  требуемого  по инструкции эксплуатации автомобиля,  а  также  превышение  сроков  его замены.  Образующиеся  вследствие этого  смолистые  отложения  приводят к уменьшению сечения масляных каналов и ухудшению смазки агрегата.  Для  того  чтобы  убедиться  в  том, что масляная магистраль свободна и масло  беспрепятственно  циркулирует по системе, достаточно перед тем, как монтировать насос на двигатель, прокрутить его стартером. Струя масла  должна  «выстрелить»  с  хорошим напором. Перед тем, как пускать мотор с установленным на него новым топливным  насосом,  необходимо прокачать  масляную  систему,  чтобы смазка  проникла  в  агрегат.  Данная процедура, по всей видимости, также проведена не была. 

Под фланцем, в зазоре между приводным кулачковым валом и корпусом насосных секций, обнаружились многочисленные и довольно крупные куски выкрашенного металла, что являлось свидетельством тотального разрушения элементов насоса 

Возвратные пружины плунжерных пар были сильно деформированы 

Стаканы плунжеров имели сильные повреждения. Слева для примера показан целый стакан от аналогичного насоса. Шляпки плунжеров буквально отделились от стержней

Повреждения, которые получил вал насоса, видны невооруженным глазом. Данная деталь непригодна для дальнейшего применения


Обнаруженная в корпусе насоса стальная крошка – это все, что осталось от прецизионных пар насоса, которые просто размололо в порошок. Корпус восстановлению не подлежит

 В указанном месте на фото слева стояло то самое уплотнительное, резиновое кольцо, из-за перекоса которого, по главной версии экспертов, была нарушена герметичность стыка и не обеспечивалась полноценная подача масла в насос, вследствие чего он вышел из строя. Для справки: стоимость оригинального уплотнительного кольца составляет 150 рублей, а убытки из-за его неправильного позиционирования в пазе превышают 100 тыс. рублей

Похожие статьи



Масло для дизельных двигателей и его классификации

Моторные масла для дизельных двигателей отличаются от аналогичных образцов ГСМ для силовых агрегатов на бензине. Солярка значительно серьезнее нагревает механизмы и при этом отдает большое количество ...



История дизельных двигателей: технологии, которые покорили мир

История дизельных двигателей: технологии, которые покорили мир. От изобретения дизельного двигателя до современных систем непосредственного впрыска Bosch Common Rail Дизельный двигатель, впервые ...



Регулировка и ремонт форсунок, как обязательное условие работы дизеля

Для надёжной работы дизельного двигателя необходимо безупречное взаимодействие всех элементов топливной аппаратуры и в том числе форсунок. Эти детали отличаются сверхточным исполнением и могут быть ...



Ремонт ТНВД МАЗ. Что нужно знать перед обращением в автосервис

На грузовые автомобили Минского автозавода устанавливаются рядные топливные насосы различных серий и насосы системы Common rail. Соответственно ремонт ТНВД МАЗ проводится с учётом имеющихся ...







вверх
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Решите пример: +=
Решите пример: +=
Спасибо!
Скоро мы с Вами свяжемся!
Спасибо!
Скоро мы с Вами свяжемся!
Товар добавлен в корзину!
Выберете Ваш город
Подтвердить